Представительство в суде

Государство создало различные механизмы и способы защиты нарушенных прав, свобод и интересов юридических и физических лиц. Но наиболее распространенным и действенным способом все же является судебная защита.
Однако, перед лицом, намерен обратиться в суд, прежде всего, возникает вопрос оказания квалифицированной юридической помощи. Ведь далеко не все обладают достаточными знаниями и опытом, чтобы самостоятельно составлять судебные документы, принимать участие в судебных заседаниях и выполнять другие процессуальные предписания. А иногда лицо вообще не способна самостоятельно обратиться в суд, поскольку не обладает соответствующей процессуальной дееспособностью (например, малолетние или несовершеннолетние дети, недееспособные, а также лица, дееспособность которых ограничена, и другие).
Именно для таких случаев действующим законодательством предусмотрена возможность представлять свои интересы через других лиц — представителей.

В чем заключается сущность представительства?

Представительство в административном судопроизводстве представляет собой процессуальную деятельность дееспособных субъектов, осуществляемую от имени и в интересах охраняемых законом прав сторон, третьих лиц, заявителей и других заинтересованных в деле лиц с целью добиться для них наиболее благоприятного решения по делу, а также для оказания квалифицированной юридической помощи указанным лицам в защите своих прав.
Граждане могут вести свои дела в суде лично или через представителей. Непосредственное участие в административном деле не препятствует тому, чтобы одновременно в деле был и представитель.
Часто граждане при ведении судебных дел желающих получить квалифицированную юридическую помощь и направляют в процесс других лиц как своих представителей, делегируя им соответствующие полномочия. Участие в деле лиц, имеющих юридическую подготовку, должно облегчать работу суда и способствовать успешному осуществлению правосудия.

Виды представительства предусмотрены действующим законодательством? В чем заключается особенность каждого из них?

Частью 3 статьи 56 Кодекса административного судопроизводства Украины предусмотрено только два вида представительства в административном суде. В частности, оно может основываться на законе или на договоре.
Согласно части 4 статьи 56 Кодекса административного судопроизводства Украины права, свободы и интересы малолетних и несовершеннолетних лиц, не достигших возраста, с которого наступает административная процессуальная дееспособность, а также недееспособных физических лиц защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица.
Кроме того, частями 5, 6 статьи 56 Кодекса административного судопроизводства Украины закреплено также перечень других субъектов, права, свободы и интересы которых могут защищать по административному делу законные представители. Это несовершеннолетние лица, достигшие возраста, с которого наступает административная процессуальная дееспособность и нетрудоспособные физические лица и физические лица, гражданская дееспособность которых ограничена.
Законные представители допускаются к участию в административном деле на основании документа, который свидетельствует о родственных отношениях между стороной процесса и лицом, которое желает участвовать в деле в качестве законного представителя. В случае, когда интересы истца или ответчика надлежит представлять опекуну или попечителю, то указанные лица должны представить соответствующий документ об установлении опеки или попечительства над истцом или ответчиком.
Законным представителем юридического лица — органа, предприятия, учреждения, организации в суде является его руководитель или иное лицо, уполномоченное законом, положением уставом.
Как законные представители действуют также органы и другие лица, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц (например Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, прокурор и другие).
Договорное представительство базируется на том, что представитель лица участвует в административном процессе на основании договора, при этом его полномочия должны быть подтверждены доверенностью. Доверенность физического лица на ведение дела в административном суде удостоверяется нотариусом или должностным лицом, которому в соответствии с законом предоставлено право удостоверять доверенности.
И хотя законом не установлено каких-либо требований к образованию или квалификации представителя, все же чаще всего представителями в суде выступают профессиональные адвокаты.
Их полномочия при этом могут удостоверяться ордером, поручению органа или учреждения, уполномоченных законом на предоставление бесплатной правовой помощи, или договором о предоставлении правовой помощи. К ордера обязательно прилагается выписка из договора, в котором указываются полномочия адвоката как представителя или ограничения его прав на совершение отдельных процессуальных действий. Извлечение удостоверяется подписью сторон.
Какие полномочия в суде имеет представитель?

Полномочия на ведение дела в суде дает представителю право на совершение от имени лица, которое он представляет, всех процессуальных действий, которые может совершить это лицо. Распоряжение доверителя представителю, который участвует в административном процессе на основе договора, по ведению дела являются обязательными для него.
Представитель, участвующий в административном процессе на основе договора, имеет право полностью или частично отказаться от административного иска, признать административный иск, изменить административный иск, достичь примирения, передать полномочия представителя другому лицу (передоверие), обжаловать судебное решение. Но обращаю внимание, что право на совершение каждого из этих действий специально должно быть обусловлено в выданной представителю доверенности.
Законный представитель самостоятельно осуществляет процессуальные права и обязанности стороны или третьего лица, которое он представляет, действуя в его интересах.

На каких основаниях представителями по защите прав, свобод и интересов лиц могут выступать органы государственной власти, местного самоуправления, другие должностные лица?

Частью 1 статьи 60 Кодекса административного судопроизводства Украины, предусмотрено, что Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица могут обращаться в административный суд с административными исками о защите прав, свобод и интересов других лиц и участвовать в этих делах.
Однако хочу обратить внимание, что указанные органы и лица должны предоставить административному суду доказательства, подтверждающие наличие уважительных причин, делающих невозможным самостоятельное обращение этих лиц в административный суд для защиты своих прав, свобод и интересов.